Многие компании после пандемии коронавирусной инфекции могут оставить на удаленной работе до 70% сотрудников, при этом офисы будут переформатированы в своеобразные точки сбора и места встреч с коллегами и партнерами, считают представители консалтинговых компаний в сфере недвижимости, опрошенные РИА Недвижимость.
А-ля Lamoda. В четверг стало известно, что один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров Lamoda планирует сократить число постоянных рабочих мест в своей штаб-квартире площадью более 7 тысяч квадратных метров в бизнес-центре 1Zhukov на северо-западе Москвы до 20%.
Компания решила не возвращаться к обычному офисному режиму, а перестроить офис в пространство для совместной работы и общения.
Около 20% рабочих мест останутся зафиксированы за сотрудниками, для кого наличие это необходимо для выполнения обязанностей. Еще около 30% будут переоборудованы под зоны для переговоров и совместной работы. Остальные рабочие места сотрудники смогут бронировать через онлайн-систему и в среднем присутствовать в офисе два дня в неделю — для посещения важных встреч команд, офлайн-мероприятий, встреч с партнерами и других ключевых событий.
«Я уверен, что пример Lamoda будет работать для других клиентов», — считает региональный директор по работе с ключевыми клиентами департамента офисной недвижимости Knight Frank Константин Лосюков. В частности, отметил он, это видно уже сейчас по таким компаниям, как Deloitte, которая планирует переехать из «Белой площади», где они когда-то арендовали целое здание, в небольшой офис площадью около 6 тысяч метров.
Еще есть пример IT-компаний, которые планируют идти по такому же пути, то есть перевести на удаленку до 70% своего персонала, отметил Лосюков. По его мнению, менее всего подвержены такому явлению будут компании с госучастием, где аренда оплачивается из бюджета. «А все остальные будут переводить часть людей на работу из дома и возвращать излишки площадей собственникам или сдавать их в субаренду до окончания срока договора аренды, а затем все равно возвращать излишки арендодателям», — добавил он.
По словам старшего директора отдела услуг корпоративным клиентам CBRE Ирины Хорошиловой, это уже тренд — все больше компаний пересматривают свои потребности и стремятся сохранять принцип удаленной работы для в среднем до 40% сотрудников.
Руководитель сети коворкингов GrowUp Константин Королев считает, что в классических офисах отток будет в районе 20%.
При этом, из-за того, что большую часть обычных арендных договоров почти невозможно расторгнуть в одностороннем порядке, этот процесс не будет стремительным и одномоментным, указал он. По оценке Королева, в течение года свои офисы смогут сократить или поменять в основном небольшие и средние компании, у которых процесс переезда намного проще, а договоры аренды не такие долгосрочные.
По данным Cushman & Wakefield, сейчас вакансия на рынке офисов Москвы составляет 12,3% (+3 процентных пункта в годовом выражении). На этот рост, помимо вышедших на рынок предложений субаренды, повлияли оптимизация занимаемых площадей многими компаниями, а также замедление, а в некоторых случаях и прекращение переговорных процессов по площадям в период карантина и вывод их собственниками на открытый рынок, пояснила партнер, руководитель департамента офисной недвижимости компании Наталья Никитина.
«Мы ожидаем, что активизация спроса и оживление бизнес-активности в конце года стабилизируют вакансию на уровне 11,7%», — рассказала она.
Королев полагает, что произойдет переток клиентов из одного сегмента в другой. Возможно, допускает он, вакансия увеличится в зданиях, где наиболее крупная нарезка на помещения, а перестроиться под новый, менее крупный спрос, намного сложнее, чем на объектах, где можно быстро менять планировки.
«Так что в наименее гибких объектах вакансия может увеличиться на 5−15 процентных пунктов, а в тех, где реализованы современные планировочные и инженерные решения, количество арендаторов сохранится или даже подрастет. Кроме того, часть освобождающихся крупных блоков могут занять операторы коворкингов, и тогда общая вакансия по рынку может вырасти буквально на 2−5 процентных пункта и потом постепенно вернуться на прежний уровень», — прогнозирует он.
В JLL ожидают роста доли свободных площадей на несколько процентных пунктов. «Мы уже сейчас видим тенденцию увеличения показателя, и эта динамика будет продолжаться как минимум до середины 2021 года, так как компаниям требуется время на формирование стратегии развития и оптимизацию занимаемых площадей», — сообщил руководитель отдела исследований компании Владислав Фадеев.
Нельзя назвать ситуацию слишком сложной на рынке офисов, так как на сегодняшний день наблюдается большой дефицит предложения, особенно в сегменте качественных офисов, добавил директор департамента офисной недвижимости Colliers International Наталья Боннели.
Как пояснила она, средний объем ежегодного поглощения в одной только Москве составляет около 500 тысяч квадратных метров, а анонсированный объем ввода офисных помещений в этом году — всего 386 тысяч, причем часть из заявленных объемов выйдет на рынок уже заполненной. «Поэтому наши прогнозы в части вакантности не изменились — она будет колебаться в размере 7%», — рассказала эксперт.
Офис как точка сбора
По мнению Никитиной, после пандемии классический офис может стать хабом, своеобразным центром притяжения для встреч с коллегами и партнерами и решения определенных задач, в то время как большинство вопросов все чаще будет решаться за его пределами.
Офис будет нужен для коллаборации, общения с командами в качестве «точки сборки компетенций», уверена Никитина. Офис, по ее мнению, остается драйвером корпоративного, культурного и персонального развития сотрудников, хотя многие сотрудники будут работать попеременно из офиса, из дома и каких-либо других мест, формируя при этом новую экосистему.
«Офис останется важным элементом корпоративной культуры», — согласился Фадеев.
Ссылка на источник : https://realty.mail.ru/news/61882/jeksperty_do__sotrudnikov_krupnyh_kompanij_mogut_ne_vernutsja_v_ofisy/?fbclid=IwAR02weFBS4dRDfR8DATzWpNYKKCmMFtNZ9uvEQGl6-7ZtkDFDBrAMrRJy4A