Задать вопрос
+7(495)280-01-50

Электронная подпись в любых сделках с жильем. Что об этом надо знать

22.04.2020

Оформить куплю-продажу или дарение недвижимости можно дистанционно. Участники сделки могут находиться в разных концах страны и использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП). Особенно это стало актуально во время самоизоляции и карантина. Теперь банки и девелоперы готовы продавать ипотечные кредиты и новостройки полностью бесконтактным способом.

Однако с появлением такой возможности еще в 2019 году участились случаи мошенничества с имуществом. Рассказываем, как пользоваться электронной подписью и обезопасить себя от махинаций с недвижимостью.

 

Что такое ЭЦП

 

Электронная цифровая подпись представляет собой уникальный идентификатор, который присваивается физическому или юридическому лицу. Существуют подписи с разной степенью защиты: простая и усиленная. При заключении сделок с недвижимостью и взаимодействии с госпорталами и ведомствами необходимо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись. Она подтверждает подлинность виртуального документа и приравнивает его к бумажному аналогу.

Оформить ЭЦП можно в уполномоченных удостоверяющих центрах, аккредитованных в Минкомсвязи России. Для получения такой подписи физическому лицу необходимо предоставить паспорт, СНИЛС и ИНН. После установления личности и проверки документов сотрудник центра записывает сертификат и ключи ЭЦП на электронный носитель — карту или флешку. Срок действия составляет один год.

 

Как пользоваться ЭЦП

 

С помощью электронной подписи можно дистанционно оформить куплю-продажу, дарение или мену недвижимости. Для этого необходимый пакет документов сканируется и загружается на сайт Росреестра, и участники сделки заверяют бумаги с помощью ЭЦП. Для осуществления такой процедуры нужно установить соответствующее программное обеспечение — криптопровайдер. В России широко используется КриптоПро CSP (его можно скачать на сайте удостоверяющего центра или на официальном сайте разработчика).

Сделки с использованием электронной цифровой подписи регистрируются быстрее, а размер госпошлины при их оформлении на сайте Росреестра сокращается на 30%. В личный кабинет, помимо его владельца, имеют доступ банк (при наличии ипотеки), девелопер и Росреестр. Договор долевого участия и ипотечный договор подписываются дистанционно. После регистрации сделки на почту покупателя приходит документ с электронной печатью Росреестра.

 

Пресечение мошенничества

 

С августа 2019 года электронная регистрация сделок с недвижимостью возможна только при наличии согласия собственника на проведение таких дистанционных операций. Для этого гражданину необходимо лично посетить подразделение Росреестра и составить соответствующее заявление. Если этого не сделать, то при попытке провести электронную сделку без личного участия собственника документы о регистрации перехода права собственности с использованием ЭЦП будут возвращены без рассмотрения. Отозвать согласие на сделки с электронной подписью можно в любой момент.

Раньше, чтобы защитить имущество от мошенничества, владельцы писали о запрете на электронную регистрацию сделки. Составить заявление о невозможности проведения подобных операций без личного участия можно и сейчас. Для этого документ необходимо подать в Росреестр или МФЦ. Соответствующая отметка вносится в реестр в течение пяти рабочих дней с момента приема заявления. При этом запрет не будет действовать в случае, если на имущество наложен арест по решению суда или открыто исполнительное производство.

По материалам риелторской компании «Метриум»

 

ссылка на источник: 

https://news.ners.ru/elektronnaya-podpis-v-lyubyh-sdelkah-s-zhilem-chto-ob-etom-nado-znat.html