Большие парки в центре города — роскошь почти для любой европейской столицы, и Москва не исключение. Но по обилию зеленых зон из районов ЦАО лидирует Якиманка, треть которой занимают парки. Причем местные парки — это не леса, окольцованные растущим городом, а творения нескольких поколений российской элиты и революционного размаха москвичей.
За 400 лет география района Якиманка практически не изменилась. Там, где сейчас вдоль «валовых улиц» выстроились деловые центры, в начале 1600-х годов селились ямщики и торговцы, а площади превращались в рынки. Немного севернее комплекса зданий для семей дипломатов в районе станции «Октябрьской», на пересечении Якиманки и Полянки, в Немецкой слободе с XVI века селились иностранцы. С севера на юг район пересекала Калужская дорога, которая, как и Ленинский проспект сегодня, считалась официальной трассой первого лица. Она связывала Кремль с царской вотчиной на Воробьевых горах. Неудивительно, что поселиться рядом с ней, как и сегодня, было вопросом престижа для элиты царских и императорских времен.
«Усатая фея» и «Проказник»: кто создал первые парки в Якиманке
Идеальным местом для первых жителей стала территория между Калужской дорогой и Москвой-рекой: высокий берег, изрезанный оврагами, поросший лесом и лугами, откуда открывались отличные виды на город и окрестности. Сегодня здесь Нескучный сад. К середине XVIII века эта территория превратилась в приватные парки усадеб знаковых фамилий тех времен: Трубецких, Голицыных, Орловых, Демидовых.
Владельцем самой южной усадьбы на «золотой миле» елизаветинских времен был Никита Трубецкой — свидетель эпохи дворцовых переворотов. Князь Дмитрий Ухтомский спроектировал для него усадьбу с огромным регулярным парком, его основная ось устремлялась в сторону расположенного за рекой Новодевичьего монастыря. Вдоль дорог были высажены деревья со стриженными в форме шаров кронами. Парк пересекали аллеи, которые завершались скульптурами и вазами. Среди усадебных строений сохранился до наших времен только Охотничий домик — тот самый, откуда транслируется игра «Что? Где? Когда?».
Соседом Трубецких был Прокофий Демидов — старший сын уральского горнозаводчика, меценат и благотворитель, который подошел к формированию Нескучного сада креативнее. После строительства в 1756 году усадьбы в парке был заведен первый в России ботанический сад. Чтобы сад получил правильную форму амфитеатра, 700 человек в течение двух лет разравнивали холм, относя лишнюю землю на берег Москвы-реки. Помимо этого, «проказник Демидов», как его называл Пушкин, построил здесь оранжереи и даже парник для ананасов.
В 1786 году имение в будущем Нескучном саду покупает граф Федор Орлов, генерал-аншеф русской армии, который, в отличие от Демидова, видел в приусадебном парке исключительно место для развлечений: построенный при нем и сохранившийся до наших дней Банный домик находился на берегу искусственного пруда с заведенной в нем рыбой, которую кормили по звонку.
Среди основателей главной зеленой зоны Якиманки были и Голицыны. Впрочем, первые из них оказались не самыми хозяйственными садоводами, и парк при их усадьбе до начала XIX века был в запустении, пока за дело не взялась «Усатая фея». Так звали княгиню Наталью Голицыну, ставшую прототипом героини-старухи пушкинской «Пиковой дамы». Она продала половину имения, чтобы расплатиться по долгам мужа, но 20 лет не хотела расставаться с оставшейся частью дачи даже по запросу царской семьи.
От частного к общему: как Нескучный сад стал городским парком
К концу XVIII века заложившие Нескучный сад дворяне осознали, что содержать огромные парки слишком дорого. Часть территорий приходит в упадок, стихийно зарастая наиболее стойкими деревьями и кустарниками. Тогда Петр Трубецкой (сын упомянутого Никиты Трубецкого), сенатор и член Вольного экономического общества, решил извлечь выгоду из парковой части усадьбы. В определенные дни он открывал москвичам свою часть Нескучного сада для посещения за 1 рубль. Горожане проводили здесь пикники, приобретали напитки и сладости, участвовали в праздниках и делали все то, что «может послужить к лучшему удовольствию благородного собрания». Другой бизнес-проект по спасению собственного парка попытался реализовать князь Лев Шаховской, который в 1823 году якобы обнаружил в Нескучном саду целебные воды, вход к которым сделал платным. Правда, эта затея быстро провалилась, не вызвав интереса у москвичей.
Между тем царский дом Романовых начал скупать усадьбы в районе Нескучного сада. Дворцовое ведомство задумало создать здесь летнюю резиденцию монарха, а в его отсутствие планировалось открыть весь Нескучный сад для посещения горожанами. Начиная с 1820-х в течение 20 лет Романовы выкупили все имения, а уже в 1830-м открыли знаменитый летний театр, который прозвали «Воздушным». Именно в эти времена Нескучный принял известный нам облик: холмистый ландшафт, овраги, вековые деревья, прямые дороги и витиеватые тропинки. И, как и 300 лет назад, здесь совсем не скучно: к каменным мостам, летним домикам и фонтанам основателей парка добавился модный ресторан, футбольное поле и даже хипстерский коворкинг с панорамными видами на зеленые кроны вековых деревьев.
«Зеленая ось столицы»: как революция создала парк имени Горького
В XX веке настал черед пустыря в районе нынешнего Крымского моста превратиться в парк. Когда-то это место было плацдармом для набегов крымских татар на Москву. Затем территория между Нескучным садом и Якиманкой меняет десятки различных назначений, пока молодая власть советов не решает провести здесь в 1923 году первую Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. Спустя пять лет на площадке выставки решили создать образцовый парк, который позже получил имя Максима Горького.
В 1920–1930-е годы парк им. Горького был, скорее, многофункциональным центром развлечений, чем «зеленым островом». В эти годы над его обликом работали классики советского авангарда Константин Мельников и Эль Лисицкий. Они стремились подчинить его пропагандистским целям, то есть парк был скорее «культуры», чем «отдыха». Однако в 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, предложивший новую, более «зеленую» парадигму. В центре столицы должны были появиться зеленые массивы общей площадью 26 тыс. га, от которых в разные направления расходились «зеленые артерии» — протяженные участки лесополос, пересекающие Москву. Частью такой артерии, идущей от Теплого Стана к центру, должен был стать и парк им. Горького, что отразилось в частично реализованном проекте архитектора Александра Власова. Именно тогда были снесены многие старые постройки, упорядочена структура парка и высажены новые деревья, кустарники и клумбы, хотя генеральный план реализован не был.
Функциональная составляющая и сегодня превалирует над ландшафтно-природной: здесь можно посетить Музей парка и Центр современного искусства «Гараж», клуб ораторов, рестораны, образовательные центры, игровые площадки.
Последний приют кумиров: когда озеленили «Музеон»
Наконец не менее крупный «зеленый остров» Якиманки — это парк искусств под открытым небом «Музеон». Эту территорию Москва освоила в послевоенный период. Здесь были снесены жилые дома, на месте которых в 1979 году построен Дом художника. Неудивительно, что творческие люди не могли долго собираться в огромном доме на пустыре, поэтому в 1980-х они обратились с просьбой высадить деревья на территории ЦДХ, и власти пошли им навстречу. Так были созданы естественные декорации для крупнейшего скульптурного музея под открытым небом, в которой превратился «Музеон» после 1991 года, когда сюда свозили памятники советским вождям.
В наше время озеленение «Музеона» продолжилось с реконструкцией Крымской набережной, когда были высажены почти 45 тыс. различных видов трав, 96 тыс. луковичных растений и 485 деревьев и кустарников.
История показала: элита, будь она сословной, политической или культурной, стремилась в район Якиманки всегда, чтобы не только сохранить наследие природы, но и привнести нечто новое. Так и появились Нескучный сад, парк им. Горького и «Музеон» — культурно-развлекательные кластеры с богатой историей. Мало где в Москве есть места, где можно прогуляться среди лип — воспитателей нескольких поколений российского дворянства, памятников эпохи конструктивизма или сталинского ампира и посмотреть на артефакты совсем недавнего политического прошлого. И все это — в окружении такой редкой для центра Москвы зеленой растительности. Именно поэтому Якиманку неслучайно любят как местные жители, так и покупатели престижной недвижимости.
ссылка на источник: