В ситуации, когда выходить из дома можно только по необходимости (а покупка жилья таковой, к сожалению, не является), физический спрос на квартиры естественным образом снизился. Работают и другие негативные факторы. По данным участников рынка недвижимости, сейчас многие потенциальные покупатели просто перешли в режим ожидания.
"Бизнесмены пытаются спасти свое дело от банкротства, а не покупать квартиру. Массовый сегмент, который планировал потратить отложенные средства на покупку квартиры, затаился – людям страшно остаться без работы и "подушки безопасности", потому что неизвестно, когда все закончится, и страна сможет вернуться к обычному рабочему состоянию и свободному передвижению. Пугает неопределенность. Ситуация осложняется распространением инфекции и ужесточением режима", — говорит директор по продажам "НДВ-Супермаркет Недвижимости" Ирина Туманова.
Отмечают снижение спроса и в "Сити-XXI век".
"С начала апреля количество обращений снизилось примерно на треть по сравнению с мартом этого года. Такое падение мы связываем с тем, что у покупателей сейчас нет возможности приехать на площадку и оценить преимущества объектов. Сайты и другие онлайн-инструменты полноценно эту задачу решить не могут", — сетует гендиректор компании Антон Борисенко.
"По итогам второй нерабочей недели мы отмечаем существенное сокращение активности покупателей – от 30% до 70% в зависимости от проекта. Во-первых, уменьшилось количество обращений. Во-вторых, снизилась конверсия звонков в очные консультации. Если раньше встречей завершался каждый второй-третий из входящих звонков, то сейчас лишь в пятом-шестом случае клиент принимает предложение перейти в онлайн для дальнейшей работы", — добавила управляющий партнер компании "Метриум" Мария Литинецкая.
При этом число "удаленных" сделок растет.
"За последние две недели мы уже оформили 129 удаленных сделок. Мы прогнозируем их дальнейший рост", — заверил директор по продажам ГК "Инград" Константин Тюленев.
Впрочем, некоторые участники рынка призывают не сравнивать "тогда и сейчас" в силу некорректности таких сравнений.
"Если ранее при наличии выбора клиенты всегда отдавали предпочтение бумажному варианту, сегодня у них есть единственный — электронный. Именно поэтому и сравнить эти цифры с показателями предыдущих периодов некорректно. Сейчас по большей мере мы завершаем сделки, который были сформированы и подготовлены до периода самоизоляции. Понимаем, что новых клиентов, готовых пойти на покупку сейчас стало меньше, тем не менее вырос процент людей, использующих время нахождения дома для более детального изучения проектов", — говорит Владимир Моребис, партнер, коммерческий директор Est-a-Tet.
В этой ситуации важно то, что для большинства крупных застройщиков сделки-онлайн не являются чем-то новым. Это обкатанный и проверенный механизм. АО "Главстрой" открыл первый в России интернет-магазин недвижимости, который позволяет приобрести квартиру без визита в офис продаж, из любого города и страны ещё в октябре 2018 года. За это время его посетило более 2 млн пользователей, продано почти 800 квартир.
"ГК "Инград" проводит удаленные сделки уже в течение полутора лет. Этот сервис был разработан для региональных клиентов и сейчас эффективно работает", — рассказали в компании.
"Ранее мы уже тестировали такие технологии в рамках стратегии цифровизации бизнес-процессов компании. Сложившаяся ситуация позволит оценить наши наработки, что можно доработать или улучшить", — заверил Борисенко.
"На сегодняшний день все крупные застройщики с потоковыми продажами уже перешли на онлайн-сделки, подписав с банками соглашения о дистанционной оплате. Те игроки рынка, которые не успели заключить соответствующие договоры до ввода ограничений на передвижение, сейчас испытывают сложности и ищут способы наладить онлайн-оплату. В целом все застройщики, которые заинтересованы в текущих продажах и понимают, что пик эпидемии еще не пройден, стремятся предложить своим клиентам необходимые инструменты для удаленного оформления сделок", — отметила Литинецкая.
Сейчас процесс выглядит примерно так: покупатель выбирает квартиру на сайте и оставляет заявку на бронирование, менеджер связывается с клиентом, консультирует по всем вопросам и затем сделка оформляется дистанционно с использованием сервиса безопасных расчетов и электронной регистрации договора, рассказали в группе "Эталон".
Даже ключи новоселам уже обещают выдавать бесконтактно. Сначала клиент принимает квартиру по видео и фотографиям (в этот момент можно зафиксировать замечания), потом застройщик оформляет все необходимые документы, а клиент подписывает их онлайн с помощью электронно-цифровой подписи. На третьем этапе будущий собственник забирает ключи в постамате, расположенном прямо на территории ЖК, рассказали "Интерфаксу" в компании Level Group.
Правда, в некоторых ситуациях без личного присутствия не обойтись.
"Получение услуг нотариуса и посещение банков в текущих условиях проблематичны, поэтому говорить о полноценных дистанционных сделках не приходится", — отметил директор по продажам "ИНТЕКО" Павел Лепиш.
Однако и эти контакты можно минимизировать.
"Мы организуем выезд нотариуса и курьера для подписания и передачи документов. Количество контактов при таком подходе минимально, а клиенты спокойны и довольны", — заверил Антон Борисенко.
Такую важную вещь как электронная цифровая подпись также придется оформлять в "контактном" режиме (если вы не позаботились об этом заранее).
"Без усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) сделки по регистрации недвижимости в электронном виде на портале Росреестра провести невозможно. Она является полноценной заменой собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом", — напомнили в Росреестре.
Однако там отметили, что после заполнения заявки нужно будет один раз посетить офис Федеральной кадастровой палаты для получения подписи. Впрочем, большинство застройщиков готовы доставить эту услугу "на дом".
"Практически все компании, которые развивают у себя направление онлайн-продаж помогут ее получить", — заверяет коммерческий директор ГК "А101" Анна Боим.
"Менеджеры оперативно ее оформят, а документы для этого будут доставлены с помощью курьерской службы и с соблюдением всех необходимых мер безопасности", — уточнил первый заместитель генерального директора AFI Development Евгений Поташников.
Но не для всякой услуги подойдет курьер, поскольку доставить на дом банк пока не всегда возможно.
"Полностью бесконтактная покупка доступна только тем, кто не использует для этого заемные средства", — сетует Анна Бойм.
Она напоминает, что существуют сервисы, которые позволяют быстро заполнить единую ипотечную анкету и отослать ее одновременно в 15-20 банков. Но некоторые (точнее, почти все) банки могут попросить клиента лично приехать в офис для подписания ипотечного договора и открытия аккредитива.
"При оформлении ипотеки клиент все-таки должен совершить выезд в банк для подписания документов – пожалуй, сегодня это основное препятствие для проведения сделок. Однако Центробанк уже заявил о том, что банкам будет разрешено выдавать жилищные кредиты удаленно", — напомнила Литинецкая.
Если это удастся, сделки, действительно, станут полностью дистанционными. В частности, Сбербанк с 14 апреля организовал ипотеку с доставкой на дом. Банк решил эту проблему, организовав выезд сотрудника к клиенту для выпуска усиленной электронной цифровой подписи, подписания кредитной документации и отправки документов на регистрацию перехода прав собственности в электронном виде. Так что ипотечные сделки теперь тоже онлайн, во всяком случае в Сбербанке.
Скорее всего, не будет проблем и при заключении сделок с эскроу. Дело в том, напоминает Тюленев, что эти сделки предусматривают определенный порядок идентификации личности клиента в банке по 115-ФЗ.
"На сегодняшний день сложности есть только по открытию эскроу-счетов, но я уверен, в течение недели мы эту сложность преодолеем", — считает эксперт.
В Сбербанке рассказали, что электронные сервисы используются не только для проведения ипотечных сделок, но и в сделках без использования заемных средств, количество которых только за последнюю неделю увеличилось вдвое. На каждые десять ипотечных сделок в офисе Сбербанка сейчас приходится две сделки с недвижимостью без ипотеки с электронной регистрацией. В пресс-службе отметили, что в марте использование сервиса электронной регистрации выросло с 47% до 82%.
Самоизоляция изменила наш мир, но не изменила человеческую природу – потребность в жилье остается базовой. Поэтому жилье покупали, покупают и будут покупать.
"Спрос сегодня не превышает пиковые значения марта, но остается стабильно высоким, даже несмотря на перевод продаж в онлайн-режим. Сегодня есть все предпосылки для формирования отложенного спроса – люди выбирают квартиру, чтобы заключить сделку после снятия карантина, поэтому не исключено, что сразу после победы над вирусом мы увидим новый пиковый всплеск интереса покупателей к московскому первичному рынку жилья", — прогнозируют в AFI Development.
Ждут нерешительных покупателей и в "Галс-Девелопмент".
"Тем клиентам, которые пока не готовы к проведению сделки в таком формате, мы предлагаем длительный договор бронирования от 14 дней с возможностью пролонгации в зависимости от ситуации", — обещает директор департамента продаж компании Екатерина Батынкова.
Что касается перспектив онлайн-формата в принципе, то тут все зависит от выбора покупателей, когда таковой у них снова появится.
"Многие покупатели относятся к процессу приобретения недвижимости консервативно и не готовы выходить на сделку без очных презентаций и посещений объектов. В этом базовая ценность недвижимости, так что перевод 100% сделок в онлайн-режим в ближайшие годы прогнозировать сложно", — резюмирует Павел Лепиш.
ссылка на источник:
https://news.ners.ru/kvartira-v-onlajn-–-novaya-realnost.html